Наши празднки и будни
Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Для Вас родители!
Что нужно знать родителям о тьюторах
Чем отличается выбор от перебора, индивидуальный подход от индивидуализации, и почему это важно для образования вашего ребёнка?
В последнее время всё больше родителей понимают, что никто не заинтересован в качественном образовании их детей так, как они сами. А значит, нужно самим прикладывать усилия, чтобы разбираться в том, как можно учиться, решать возникающие проблемы, обращаться за помощью к профессионалам.
Поэтому родителям важно знать, что есть такая профессия — тьютор. Она не так давно появилась в российском пространстве, а корни её уходят в историю европейских университетов XII века.
Тьютор — удивительный для образования человек: он не реализует ФГОС и не готовит к ЕГЭ, а работает с индивидуальными желаниями и возможностями ребёнка.
Его работа связана с теми вещами, которым каждый сознательный родитель хотел бы своего ребёнка научить: с умением выбирать, с умением осознавать свои желания, с умением ставить цели и добиваться их. И в образовании будущего тьютор, по прогнозам экспертов, будет играть ключевую роль.
В Средние века тьютор помогал определиться, кем ты хочешь из университета выйти и на какие лекции для этого ходить.
Родителям важно знать, что «прикладывать» к ребёнку сразу свои соображения о том, чем ему нужно заниматься — не единственно возможный подход. Лучше сначала посмотреть на него со стороны, дать ему как можно больше шансов разносторонне проявить себя, чтобы потом понять, что ему интереснее.
В наш век быстрых решений и лавины информации у родителей зачастую нет времени и знаний для того, чтобы организовать максимально свободное пространство выбора для ребёнка. И тогда на помощь приходит тьютор.
Тьютор — это человек, который сопровождает индивидуальную образовательную программу, являющуюся результатом того, что ребёнок сам выбрал.
Тьюторство — это раздел педагогического и антропопрактического знания. Антропопрактика, в свою очередь — это практика работы с развитием человека. Могут быть врачи-антропопрактики, психологи-антропопрактики. Это те, кто работает с качественным продвижением человеческой жизни.
В этом плане тьюторство — это практика помощи человеку в его развитии.
В образовательных учреждениях все говорят об индивидуальном подходе. Зачем нужен ещё и тьютор?
— Это два разных понятия, которые, к сожалению, очень часто путают — индивидуальный подход и индивидуализация.
Индивидуальный подход — это когда взрослый мир начинает рассматривать ребёнка, интерпретирует его, чтобы эффективно с ним взаимодействовать. Ты холерик, ты сангвиник. Ты «визуал», тебе надо больше картинок показывать.
Индивидуализация — это создание такой среды, таких возможностей, чтобы ребёнок мог сам проявить свою индивидуальность. Если вы даёте детям разные задачи — сильным посложнее, слабым попроще, — это не индивидуализация, это ваш личный индивидуальный подход. Конечно, он должен быть, но не надо путать.
Мария Монтессори говорила, что в педагогике главный метод — метод наблюдения. Создайте среду и держите паузу, наблюдайте за ребёнком: чем он интересуется, куда он движется.
Иногда нужно не просто отвести ребёнка в музыкальную школу, но дать ему попробовать играть на разных инструментах, чтобы он сам выбрал тот, что по душе.
Как происходит работа тьютора?
Есть основная схема полного тьюторского действия. Она используется вне зависимости от того, с кем ты работаешь: хоть с трёхлетним ребёнком, хоть с пожилыми людьми. В России эта схема состоит из трёх этапов.
Первый этап — это создание образовательной среды, в которой возможен тьюторский взгляд. Тьютор — средовой человек, он может работать только там, где есть свобода выбора. Для начала надо такую среду создать, и в России 90% тьюторов ещё не работают в полном смысле, а только создают среду. Зарубежные коллеги удивляются, что у нас есть такой этап: у них среда уже несколько веков, как создана, эта профессия существует в культуре.
Второй этап — это «сердцевина» тьюторской работы, мы называем его образовательной навигацией. Когда создана среда, ты организуешь пробы различных возможностей и обсуждения, чтобы ребёнок мог сделать выбор: какие у разных вариантов бонусы, какие риски, что влечёт за собой то или иное решение. Это не автомобильный навигатор, который говорит тебе, куда поворачивать. Это деятельность, в процессе которой человек берёт на себя ответственность, сам делает выбор — и это очень важно.
Самое точное слово, которое определяет деятельность тьютора — сопровождение. Сопровождать можно только того, кто идёт сам.
Если ребёнок ничего сам не делает, то мы можем его заставлять, провоцировать, уговаривать, но не сопровождать.
Третий этап — это масштабирование. Когда мы находим, что ребёнку интересно, мы должны «масштабировать» его достижения, то есть указать следующие шаги, которые позволят расширить зону применения полученных результатов. Это касается движения в сторону выбора профессии, в сторону выбора будущего образования. Тьютор, наблюдая за ребёнком во время разных проб, обращает внимание, какой интерес у него возникает чаще других, к чему его всё время тянет. И он может посоветовать, куда идти дальше, чтобы развивать этот интерес. Мы придаём масштаб увлечению.
Некоторые дети постоянно меняют свои увлечения, им очень быстро всё надоедает. Что делать с бесконечным выбором?
— Когда ты всё время выбираешь, это лучше назвать хорошим русским словом «перебор». За выбор ты несёшь ответственность.
Тьютор с этим работает. Хоть мы и говорим, что работаем с выбором, на самом деле мы работаем с зоной отказа: каждый твой выбор — это отказ от чего-то. От чего ты готов отказаться? Что ты готов минимизировать?
Когда человек этого не понимает, он в десятом классе хочет виллу во Франции и жену-красавицу, но не представляет даже, чем надо пожертвовать для этого.